«Это непростое решение, но вынужденное. Если сейчас этого не сделать, то уже в ближайшее время мы столкнемся с нехваткой топлива», — подчеркнул он.
Алихан Смаилов отметил, что в Казахстане самый высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения – 370 литров в год. Для примера: в России – 225 литров, Кыргызстане – 98 литров, Узбекистане – 44 литра. Вместе с тем уровень потребления в нашей стране продолжает расти возрастающими темпами.
«Это связано с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде «серого» экспорта. При том, что реальное потребление в основных отраслях экономики республики практически не изменилось», — сказал Премьер-министр.
По словам главы Правительства, государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. Так, в прошлом году был произведен рекордный объем дизельного топлива – 5,2 млн тонн. В целом за последние 5 лет производство бензина выросло на 70%, дизтоплива – на 33%.
«Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей. Однако мы постоянно сталкиваемся с рисками нехватки ГСМ. Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане. К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в 2 раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны», — отметил он.
Алихан Смаилов сообщил, что в марте потребление ГСМ выросло на 15% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В этой связи, в текущем году республика, если не сократить диспаритет цен, может столкнуться с нехваткой в объеме до 850 тыс. тонн.
«Получается, что наше дешевое топливо работает на экономики соседних стран в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет», — сказал Премьер-министр.
Вместе с тем он подчеркнул, что сельхозтоваропроизводители полностью обеспечены удешевленным дизтопливом по цене 204 тенге за литр, для них цена не изменится.
«Правительство будет принимать и другие меры для поддержания внутреннего рынка топлива и пресечения любых возможностей нелегального вывоза», — заключил Алихан Смаилов.