Как сообщает региональный портал «Мой город», очередь из 200-250 автомобилей стоит у поста «Маштаково», который находится на дороге из Самары в Западно-Казахстанскую область. Но еще больше людей переходят границу пешком.
Вереница машин, растянувшаяся на несколько километров, на российской стороне видна задолго до самой границы. На казахстанском посту «Сырым», что на границе Самарской области и Западно-Казахстанской области, автомобилей практически нет. Большегрузы подъезжают и практически сразу проезжают пост.
Россияне, которые стоят в очереди на посту «Маштаково», охотно беседуют с журналистами, но на условиях анонимности.
«Как только объявили мобилизацию, побросал вещи в сумку и выехали с другом. Конечно, мы не согласны с тем, что творит наша страна. Я выходил почти на все митинги против войны, на последнем вот меня скрутили, закинули в автозак и продержали в отделении в нечеловеческих условиях 12 часов. Что уже доказывать?!», – говорит житель Тольятти Дмитрий.
«Я на митинги не выходил. Я боюсь, у меня семья! Вчера, как объявили о мобилизации, оставил семью в безопасности, в относительной безопасности, в нашей стране сейчас все относительно, и уехал в Казахстан», — рассказал Иван из Самары.
Знакомых в Казахстане у молодых людей нет. Выбрали Уральск, потому что близко. Что здесь будут делать – не знают.
«На заводе в Тольятти ребята остались. Пишут, что уже к 20-ти часам им всем принесли повестки», — рассказывают они.
Анастасия с маленькой дочкой и мужем простояли на посту «Маштаково» 10 часов.
«Мы с мужем родом из Казахстана. Живем в Самаре. Как услышали о мобилизации, буквально за пару часов собрались и выехали в Уральск. У нас здесь родные, ждут нас. Мы с мужем военнообязанные, нас бы сразу призвали. Наверное, будем брать казахстанское гражданство», — говорит девушка.
19-летний Антон прошел пост пешком.
«Мы на машине ехали со знакомыми ребятами. Я пешком пошел, чтобы узнать пропустят ли, у меня штрафы были. Пропустили. Ничего особо не спрашивали. Вот сейчас жду машину. Еду наобум. Никого не знаю, денег мало. Мама дала номер знакомой, но живет ли она сейчас в Уральске, жива ли вообще, не знаю. Вообще ничего не знаю и не понимаю, что делать и как жить дальше», — говорит Антон.
Билетов на автобусы из российских городов в Уральск нет. На границу многие россияне приезжают на такси, пешком переходят пост, а здесь их уже встречают наши уральские таксисты. О своих тарифах таксисты не говорят, но рассказали их пассажиры — до 2000 рублей на одного человека. При нынешнем курсе это без малого 14-15 тысяч тенге. При этом расстояние от поста «Сырым» до Уральска 53 километра.
«Ночью приехали, как услышали, что тут таксисты нужны. Были и женщины, и мужчины. Ночью больше было. Сейчас вот стоим машину набрать не можем. Медленнее очередь стала продвигаться», — говорят уральские таксисты.
Пограничники рассказали, что еще днем 21 сентября все было спокойно – таких очередей не было. Автомобили стали стягиваться ближе к вечеру.
«Сейчас около 200-250 машин стоят, а еще сколько людей пешком переходят», — говорят пограничники.
Между тем уральские гостиницы уже заполнены. Такого потока людей в Уральске не было никогда.
«Со вчерашнего дня и онлайн бронирование, и так приезжают. Цены мы не меняли, у нас они фиксированные», — рассказала администратор одной из гостиниц Уральска.
Занимают и квартиры посуточно. Цены пока сильно не менялись, но это не за горами, считают риэлторы.
Уральск — административный центр Западно-Казахстанской области. На начало 2022 года население города составляло чуть более 230 тысяч человек. Регион граничит с пятью областями России: на севере — с Оренбургской, на юге – с Астраханской, на западе – с Волгоградской и Саратовской, на северо-западе — с Самарской. Общая протяженность границы составляет 2423 километра.
Из всех соседних городов (даже казахстанских) ближе всего расположена Самара – 260 километров. Чуть больше – 289 километров – Оренбург. Для сравнения: до Актобе и Атырау из Уральска ехать почти 500 километров.
Корреспондент портала «Мой город» объездила город, и, действительно, машин с российскими номерами стало значительно больше. В одной из популярных гостиниц свободных мест нет, на парковке стояло чуть более 20-ти автомобилей, и лишь на двух из них номера были казахстанские.
В самом отеле многолюдно. На стойке регистрации нам сказали, что свободных мест нет. Люди с красными паспортами проходили регистрацию, многие сидели с большими рюкзаками в фойе.
Одна из пар анонимно согласилась с нами побеседовать. Супругам около 55 лет, они приехали из городка недалеко от Самары.
«Как только мы услышали о мобилизации, не стали дожидаться окончания рабочего дня, быстро собрались и выехали. Если бы ждали до вечера, до сих пор бы стояли на границе. В 16 часов выехали, в 19 уже были на посту Маштаково. В два часа ночи смогли пересечь границу, все было как обычно, проверили, уехали», — рассказывает семья.
Они признаются, что главной их задачей было вывезти детей 20-25 лет.
«Дети давно работают в Грузии онлайн, мы должны были их спасти, привезти сюда. Объявление о мобилизации стало последней каплей. Из Казахстана они уже иммигрируют в Грузию, где работа. А сами вернемся в Россию, что нам делать? У нас там дом, вся жизнь, кому мы здесь нужны», — говорят супруги.
В основном в Уральск, судя по номерам, приехали жители Самары, Оренбурга, Саратова, Москвы, Казани, Чувашии и Кабардино-Балкарии.