Дошкольное образование
Как отметил Президент, сфера дошкольного воспитания должна быть приоритетной, однако сегодня в Казахстане им охвачено лишь чуть больше половины детей в возрасте от 2 до 6 лет.
«Подобная ситуация недопустима. Необходимо кардинально решить вопрос обеспеченности детскими садами. Вместе с тем следует принять действенные меры для повышения социального статуса и заработной платы воспитателей. При этом нужно установить четкие требования к специалистам данной сферы и поэтапно снижать рабочую нагрузку», — сказал Токаев.
По мнению Президента, аттестовывать нужно не детские сады, а воспитателей.
Комфортные школы
Токаев напомнил о реализации национального проекта «Комфортная школа», нацеленного на создание достойных условий для обучения каждого школьника.
«До 2025 года мы создадим 800 тысяч ученических мест, отвечающих современным требованиям. Это позволит полностью решить проблему аварийных и трехсменных школ. Данная мера также значительно нивелирует разницу между качеством образовательной инфраструктуры в городах и селах», — сказал Глава государства.
Он подчеркнул, что в целом, строительство новых школ должно быть одной из приоритетных задач Правительства и акимов.
«Все незаконно полученные средства, которые поступают в распоряжение государства в результате судов над коррупционерами, должны расходоваться на строительство школ, — сказал Касым-Жомарт Токаев.
Правительству следует принять решение о юридическом оформлении этой акции, отметил он.
Школьная форма
Президент поручил обеспечить максимальную доступность школьной формы для всех учащихся. Детям из социально уязвимых категорий государство должно предоставлять форму за счет бюджета, сказал Президент.
При этом целевые государственные заказы на приобретение школьной формы поручено направить на развитие отечественной легкой промышленности.
Качество обучения
«Глубоко убежден, что решающую роль в построении Справедливого Казахстана сыграют школьные учителя. Для повышения привлекательности этой профессии в последние годы государство сделало немало. Однако в данном направлении все еще требуются положительные изменения. Предстоит принять новый стандарт аккредитации педагогических вузов и выработать рамку компетенций педагога», — отметил Глава государства.
Он поручил усилить в старших классах преподавание предметов естественно-математического цикла и английского языка.
Языковой вопрос
«В обществе ведутся дискуссии вокруг преподавания в школах казахского и русского языков. Скажу предельно ясно: мы должны воспитывать детей, хорошо владеющих и казахским, и русским языками. Это в интересах подрастающего поколения. Министерство просвещения должно исходить именно из интересов детей, не идти на поводу у популистов. Подрастающее поколение в плане полученных знаний, в том числе владения языками, должно твердо стоять на обеих ногах. Их знания – наша сила», — подчеркнул Глава государства.
Образовательные ваучеры
Учебным заведениям технического и профессионального образования нужно ориентироваться на реальные потребности рынка труда и соответствовать задачам нового экономического курса страны, сказал Президент.
При этом он обратил внимание на необходимость последовательно выстраивать партнерские отношения с родителями и учениками, которые должны нести свою долю ответственности за качество и востребованность получаемых знаний и навыков.
«Именно с этой целью планируется внедрить персональные образовательные ваучеры. Все средства, предоставляемые государством на обучение ребенка, в том числе внеклассное, будут аккумулироваться на единых образовательных счетах. По сути, это станет первичным целевым капиталом детей, который они смогут инвестировать в свое образование. Данный шаг позволит на практике реализовать принцип равных возможностей для каждого гражданина страны», — пояснил Глава государства.
Доступность высшего образования
Государство планирует выделять образовательные гранты, которые в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей будут дифференцированы по размеру – от 30 до 100%. Будут предоставляться и льготные кредиты на обучение под 2-3% годовых.
Для решения вопроса обеспечения студентов общежитиями Президент поручил активно внедрять механизм государственно-частного партнерства с вузами и строительными компаниями.
«В то же время считаю, что перекладывать решение всех проблем на плечи государства неправильно. Поэтому наличие общежитий должно быть одним из критериев доступа частных вузов к государственному финансированию», — сказал он.
По его мнению, новые требования к учебным заведениям следует внедрять постепенно. К примеру, можно также проработать возможность субсидирования затрат на проживание для отдельных социально уязвимых категорий студентов.
«Ключевым звеном развития образовательной экосистемы должны стать эндаумент-фонды при вузах. В ведущих университетах мира такие фонды целевого капитала являются основой устойчивого финансирования науки и инноваций», — заключил Токаев.