Он отметил, что это самая большая реформа за годы независимости, которая полностью меняет содержание дошкольного образования.
«Главным шагом в данном вопросе стало принятие в этом году нового Государственного стандарта дошкольного воспитания, обучения и типовых программ. Во главу угла поставлено «целостное развитие» ребенка по всем аспектам, включая интеллектуальное, ценностное, социально-эмоциональное и физическое развитие», — написал министр в социальных сетях.
Глава ведомства перечислил основные изменения.
Первое — гибкость учебного плана посредством ухода от жесткой регламентации расписания и часовой нагрузки.
«Дошкольные организации теперь могут разработать свободный распорядок дня. На практике это позволяет воспитателям применять разные подходы обучения и воспитания, организовать игровые и обучающие занятия детей в течение всего дня без привязки к строгому расписанию по минутам», — сообщил министр.
Второе — возвращение к методике раннего развития детей по принципу «обучение через игру». Раньше в Типовых учебных планах строго указывалось количество часов. Это в итоге привело к формальному проведению занятий, как привычные школьные уроки по расписанию. Более того, это становилось предметом проверки при аттестации детских садов, так как реализацию стандарта проверяли строго по количеству отработанных часов. Такое обучение в виде урока не соответствует возрастным особенностям детей, пояснил Аймагамбетов.
Третье — предусмотрены основы взаимодействия педагогов и детей. Они включают ежедневную работу по развитию речи, чтению книг детям, обучению основам математики, занятие творческой и исследовательской деятельностью.
Министр отметил, что такую деятельность также важно развивать и в домашней среде. Так, результаты исследования TIMSS 2019 показали, что учащиеся 4-х классов, чьи родители часто занимались с ними в раннем возрасте чтением книг, развивающими играми, письмом, счетом и рисованием, набирают по математике на 15 баллов выше, чем дети, чьи родители занимались с ними иногда, то есть время от времени.
Четвертое — в стандарте обозначены подходы и методы для того, чтобы прививать детям ценности. Это национальные, семейные ценности, патриотизм, любовь к Родине, трудолюбие и другие.
Все эти компетенции ярко выражены в программах стран-лидеров, включая Финляндию, Гонконг, Эстонию, Южную Корею.
«Резюмируя хочу отметить, что в воспитании и обучении детей в предыдущем стандарте преобладало установление ограничений, недостаточное время для активных игр, длительное сидение «на стульях».
Новый стандарт ориентирован на предоставление дошкольным организациям гибкости, развитие ценностей и компетенций, широкое применение игровой модели, что естественно для детей раннего возраста», — написал министр.