Он сообщил, что в прошлом году несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, возникла нехватка в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
При этом Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 т/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 т/л (101%).
«В марте мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%. В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн», — отметил Акчулаков.
Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас НПЗ работают на пределе своих возможностей.
В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно (до расширения Шымкентского НПЗ), продолжил он.
«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены», — отметил глава ведомства.
Так, стоимость бензина марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) повысится до 205 тг за литр (рост 11%); цена на дизель составит 295 тг. за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тг (в среднем рост 20%).
Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.