По словам Асылова, организаторы собрали тысячи людей. Через мессенджеры координировался сбор и передвижение участников беспорядков. В Алматы за считанные часы число участников одной группы увеличилось до 5,5 тысячи. Аналогично в Жамбылской области – количество участников в чате выросло до 4 тысяч.
«Затем сработал «эффект толпы» и люди стали оказывать неповиновение и сопротивление полиции, поджигать, грабить и применять насилие. Это уже уголовные преступления. Специально для этого в Алматы приезжала молодежь из соседних областей. Дальше события развивались еще хуже», — рассказал генпрокурор.
Фактически в один день – 5 января — в восьми регионах атаке подверглись акиматы. Для участников беспорядков они были целью №1.
«В ночь на 5 января атакующие ворвались в здание акимата Алматы. Буквально через час начался штурм здания акимата Шымкента. В тот же день, в 15 часов, преступники стали нападать на здания областных акиматов в Атырау и Кызылорде. Примерно в это же время в Алматы нападающие подожгли акимат и переключились на здание резиденции Президента», — сообщил Берик Асылов.
Были разграблены охотничьи магазины, а затем на автомашинах бандиты перевезли оружие на площадь и стали раздавать его митингующим. С целью захвата оружейных комнат, совершались нападения на Алматинский департамент и отделения полиции.
В 18 часов были захвачены здания областных акиматов в Талдыкоргане и Актобе, а также акимата Семея.
Ночью, после неоднократных атак, нападавшие завладели зданием акимата Жамбылской области. Кроме того, вечером 5 января, почти в одно время были захвачены международные аэропорты Алматы и Актобе.
Генпрокурор отметил, что по большей части сотрудники не были вооружены, до последнего применяли только спецсредства – водометы, резиновые дубинки и другие. Хотя к этому времени cотни сотрудников правопорядка получили ранения, в том числе огнестрельные, один офицер заживо сгорел при пожаре городского акимата.
Берик Асылов особо отметил, что в первый раз боевое оружие силовики применили около 16 часов 5 января при обороне резиденции Президента. И далее оружие применялось силовиками при отражении атак на здания полиции, акиматов, других объектов, то есть когда беспорядки перешли в насильственную фазу. Затем при «зачистке» городов от вооруженных боевиков.
«То есть, огонь по нападавшим был открыт задолго до известного выступления Президента страны. Все дискуссии по этому поводу намеренно уводят в сторону общественное мнение», — отметил генпрокурор.
Он добавил, что фактически силовикам не нужна специальная команда, чтобы стрелять на поражение по преступникам. Есть прямые нормы законов, которые позволяют применять боевое оружие для отражения нападения, при угрозе жизни и здоровью людей.
Именно такая опасная обстановка и складывалась днем 5 января и сохранялась вплоть до 8 числа — до локализации обстановки.
Также генпрокурор проинформировал, граждане каких государств участвовали в январских беспорядках. В основной массе участниками беспорядков были молодые люди в возрасте до 35-ти лет.
«Всего в производстве спецпрокуроров находилось 720 уголовных дел. По этим делам задержаны 25 лиц, состоящие в запрещенных экстремистских движениях. Арестованы 42 члена организованных преступных групп. Кроме того, среди подозреваемых 8 приверженцев деструктивных религиозных течений. 126 лиц ранее судимы за убийства, кражи, грабежи и разбои», — сказал Берик Асылов.
Подозреваемыми в участии в массовых беспорядках и других преступлениях также признаны иностранцы. Среди них — граждане Узбекистана, России, Кыргызстана и Таджикистана, добавил генпрокурор.