Первая встреча кандидата прошла с местными экологами и активистами. По словам Турсынбековой, во всех топах среди городов по уровню загрязнения атмосферы всегда есть города Восточно-Казахстанской области — Усть-Каменогорск, Риддер и Зыряновск. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы более чем 370 предприятий.
Также она заметила, что реки ВКО экологи относят к водотокам высокого и умеренного уровня загрязнения. На качество вод сильно влияют тяжелые металлы. Чиновники признают, что данные проблемы существуют, но средств на их устранение не хватает.
Также она подчеркнула еще одну крупнейшую проблему региона.
«Восток страны – это вечный наследник трагедии Семипалатинского ядерного полигона, последствия которой еще настигают наших людей. По разным оценкам в Казахстане от испытаний пострадали свыше 1,5 миллиона человек, загрязнены 300 тысяч квадратных километров земли. Это колоссальный вред», — подчеркнула кандидат.
На встрече с правозащитниками кандидат подняла тему буллинга в школах
«Мы привыкли жить в агрессивном обществе, где каждый защищается, борется, «работает локтями». Но времена меняются. Современные общества становятся все более инклюзивными, толерантными. И в детях мы должны воспитывать терпимость к отличиям. Если ребенок чем-то отличается от сверстников, важно, наоборот, его поддержать. Поэтому нужно прививать ценности принятия, вовлечения разных детей в коллектив. А агрессия должна восприниматься как нечто излишнее, что осуждается даже среди детей. Но в первую очередь над этим должны работать взрослые», — отметила она.
Выступающая привела данные международных организаций. Согласно докладу ЮНЕСКО «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе», каждый третий ученик в мире сталкивается с разными формами травли. От буллинга страдают не только его жертвы, но и агрессоры, и свидетели.
В брошюре, выпущенной в 2020 году ЮНФПА в Казахстане, сообщается, что в стране 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% стали жертвами и 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе.
Жертвами буллинга становятся новенькие в классах, и те, кто выделяется среди остальных: внешностью, успеваемостью, социальным положением родителей. Травля также распространяется и на детей из неполных семей, с врожденными физическими или умственными особенностями развития.
«Беспокоит и то, что часто травлю инициируют учителя. Дети чувствуют пренебрежение в действиях педагогов и воспринимают это как импульс», — говорит Турсынбекова.