И причину искали разную. Даже было время, когда обвиняли отечественные заводы по производству горюче-смазочных веществ в ценовом сговоре и т.д. Но анализ экспертов и мониторинг потребления показали, что ГСМ казахстанского производства, который в разы дешевле, чем у соседей, уходит за границу через «серый» экспорт или транзитный транспорт, так как наша страна находится на перепутье всех дорог между Европой и Азией. И поток транзитного транспорта растет из года в год.
Как отмечается в официальных ссылках, за последние 5 лет производство бензина в Казахстане увеличилось на 70%, дизельного топлива – на 30%, но по словам главного энергетика страны Болата Акчулакова, в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – более 5 млн тонн — в некоторых регионах страны все же был зафиксирован дефицит ГСМ. И этот дефицит приходится покрывать завозным дорогим продуктом.
Министр энергетики, анализируя ситуацию по ГСМ, показал в сравнении цены России, Кыргызстана и Узбекистана соответственно: 345 тенге за литр (на 45 %), 390 тенге (64%), 480 тенге (101%). Естественно, что такая разница не может не заинтересовать теневой экспорт и водителей заграничных «большегрузов», что значительно влияет на казахстанский рынок топлива. Наша страна своим дешевым продуктом фактически субсидирует экономики других стран.
По-моему, удорожание бензина марки АИ-92 и АИ -93 на 11 % — мера стратегическая, необходимая в сложившейся ситуации.
Серик Изиев, общественный деятель.
Талгарский район.
Материал «Огни Алатау».