Вспышки кори, особенно среди детей, возникают с определенной периодичностью, а в прошлом году ВОЗ заявила о существенной угрозе распространения этой инфекции в различных регионах мира, где уже заболели корью более 155 тыс. человек.
На начало текущего года отмечается осложнение эпидситуации по кори в соседних странах — в Украине, Кыргызстане и Российской Федерации. В Казахстане вспышка была в 2018-2019 годах, с регистрацией кори до 13 тыс. случаев в год. За текущий период с подозрением на корь выявили 11 случаев, в том числе подтверждены в Алматы, области Жетісу, а это соседние с Алматинской областью регионы.
Как кори удалось вернуться? Об этом корреспонденты Alataunews.kz побеседовали с главным государственным санитарным врачом Алматинской области Маратом Адельжановичем Исмаиловым.
— Марат Адельжанович, еще в 2000-х годах заболеваемость кори приближалась к «нулю», а сейчас заболеваемость начала расти. Почему?
— Да, совершенно верно. До 2009 года отмечалось благополучие по кори, заболеваемость в Европе приближалась к уровню элиминации кори. Но потом начались вспышки, связанные как с внешними, так и внутренними причинами. Вирус кори распространяется повсеместно, он легко и быстро переносится из стран, где высокая заболеваемость, в более благополучные страны, вызывая вспышки.
Корь вернулась, потому что, во-первых, это глобализация и миграция населения, во-вторых, активизация противопрививочной кампании. Еще в 2019 году Всемирная организация здравоохранения объявила деятельность антиваксеров угрозой здоровью человечества. В-третьих, разный уровень экономического развития стран и, соответственно, доступа к вакцинам.
— А есть ли какие-то особенности вируса, которые позволили ему сохраниться?
— Да. Таких особенностей две: первая, при контакте с восприимчивыми лицами передача инфекции произойдет с вероятностью 90 процентов и выше, вторая — воздушно-капельный путь передачи, который прервать очень сложно.
Поэтому единственным способом борьбы с корью является вакцинопрофилактика. Эффективные вакцины против кори, к счастью, у нас есть, но успех тут зависит от степени охвата подлежащих вакцинации контингентов и эпидемически значимых групп населения, потому что чем выше контагиозность, тем выше должен быть охват прививками для создания коллективного иммунитета.
— Как Вы оцениваете риск развития вспышки кори в Алматинской области, примет ли характер массовой вспышки?
— Считаю, что чрезвычайно резкого подъема быть не должно, потому что у нас осуществляется плановая вакцинопрофилактика с достаточным охватом прививками. Другое дело, что в связи с пандемией КВИ были отводы от прививок у части лиц, которые подлежат вакцинации, и отказы по личным убеждениям, что привело к снижению охвата прививками. В результате медотводов и отказов от плановой вакцинации против кори, особенно в период пандемии КВИ, сформировалась неиммунная/незащищенная часть населения, восприимчивая к кори.
— То есть, произошло ослабление коллективного иммунитета?
— Да, ведь для создания оптимального коллективного иммунитета охват подлежащих лиц вакцинацией должен составлять не менее 95%. Именно таким уровнем охвата населения всей земли была ликвидирована натуральная оспа. Такой иммунитет не позволяет распространяться заболеваниям и помогает защитить людей из группы риска.
Во время вспышки кори в 2019 году в Казахстане большая часть заражений пришлось на детей до года – то есть до того возраста, когда по графику делается вакцина против кори, краснухи и паротита (ККП)
У нас по области из числа заболевших – треть были не привитые по возрасту дети до 1 года; по 20% приходилось на лиц, у которых был медицинский отвод по состоянию здоровья и неизвестным иммунным статусом; 29 человек, или 8% среди отказников. Следует отметить, что тогда заболеваемость корью была во всех возрастных группах, но самый высокий удельный вес приходился на детей до 1 года – 119 случаев, или 34,2%. Заболеваемость больше всего регистрировалась в Карасайском, Илийском, Енбекшиказахском, Талгарском, Жамбылском районах и городе Қонаеве, меньше случаев было в Уйгурском, Райымбекском, Балхашском и Кегенском районах.
По данным международных исследований, заражение корью в первый год жизни ребенка увеличивает риск самого опасного осложнения – панэнцефалита.
— Выходит, что корь опасна в первую очередь осложнениями. В целом, можете рассказать, какая стратегия борьбы с корью сейчас?
— Корь существенно влияет на наш иммунитет – она может «стирать» до 70% иммунной памяти, и человек становится восприимчив даже к перенесенным ранее инфекциям. Среди осложнений: ларинготрахеит, бронхит, пневмония, миокардит, менингоэнцефалит, психические расстройства, слепота и глухота, но самое опасное, повторюсь — подострый склерозирующий панэнцефалит, часто приводящий к летальному исходу.
Основным стратегическим планом является элиминация кори, то есть избавление от нее человечества путем вакцинопрофилактики — это очень правильная стратегия, которая уже доказала свою чрезвычайную эффективность, особенно в отношении вакциноуправляемых инфекций, и, особенно, когда нет альтернативы.
Вакцинопрофилактика — это значительно более успешное направление борьбы с инфекционными заболеваниями, чем лекарства. Лекарства предназначены для лечения конкретного больного и дают индивидуальную защиту и не могут обеспечивать массовую защиту населения. А это очень важно.
Так сложилось исторически, что против некоторых инфекций успешнее шла борьба путем создания вакцин, их массового применения и формирования коллективного иммунитета. Это позволяет в итоге защитить человеческую популяцию.
— И в завершение нашей беседы, можете рассказать населению, существуют ли простые, обычные методы для уменьшения вероятности заражения корью, более быстрого выздоровления или более легкого протекания болезни?
— Как помните, в период пандемии КВИ произошло снижение инфекционных заболеваний, на что повлияло массовое применение средств индивидуальной защиты и масочный режим, ограничение контактов между людьми, повысился общий уровень осведомленности населения. Таким образом, прервались пути передачи инфекции.
Если говорить об индивидуальных мерах, то существуют различные простые методы, которые направлены на уменьшение концентрации вирусов в окружающей среде, например: влажная уборка (физическое удаление вирусов с поверхности); проветривание помещений (уменьшение концентрации вирусов в замкнутом пространстве помещения); уничтожение или снижение активности (вирулентности) вирусов путем кипячения, обработки ультрафиолетом или дезинфицирующими веществами; из барьерных методов, это ношение маски для защиты органов дыхания.