На днях в областном акимате состоялось совещание по вопросам развития горного кластера, на которое были приглашены руководители национальных парков региона («Кольсай колдери», «Шарын», «Иле-Алатау»), а также представители горнолыжных баз и ключевых горных курортов, которым была представлена возможность высказаться о существующих проблемных вопросах и дальнейших планах развития на 2023 год.
Представители акимата выслушали мнения участников туристической отрасли о перспективных задачах и текущих проблемах, включающих реконструкцию и строительство канализационно-очистных сооружений, доступность связи и интернета, привлечение инвестиций. Также есть вопросы по газоснабжению и электроэнергии.
Как отметил Арслан Дандыбаев, в планах — охватить все горные ключевые локации от Каскелена до Тургеня, при этом курорт «Кокжайляу» также входит в концепцию развития.
«В перспективе можно там (на Кокжайляу) развивать массовый горнолыжный спорт, потому что «Шымбулак» — более профессиональный. Разработанный «Master Concept» план включает развитие от Каскелена до Тургеня. Самый раскачанный у нас – Талгарский район, Шымбулак, «Лесная сказка». В перспективе «Кокжайляу» имеет место быть. А для того, чтобы связать Каскелен с горным кластером, нам надо объединить их в единое целое; у нас Шымбулак и «Лесная сказка» имеют единый SKI-PASS (единый абонемент), и развитие, если дадим Пионеру, Табагану», — сказал Арслан Дандыбаев.
Он отметил, что горный кластер – дело недешевое, но интерес со стороны инвесторов есть.
«Понятно, что это все недешево… Но нам грех жаловаться. Инвесторы у нас стоят в очереди, готовы вкладывать не только в промышленность, но и в туризм. Единственной точкой преткновения для любого инвестора является наличие инфраструктуры. В нашем случае – можно сказать, практически ее отсутствие… Понятно, что ни один инвестор в одиночку не сможет осилить этот проект, но перспективы колоссальные», — сказал замакима.
Он отметил, что, возвращая частные неиспользуемые земли в госсобственность, появляются новые возможности и для развития инфраструктуры.
«Было много закрытых участков, из-за которых не было доступа для развития. Сейчас карты меняются, земли возвращаются в госфонд, мы будем развивать трассы. Сейчас общая протяженность трасс на всю область не более 50 км, если мы доведем до 200, то к нам могут приезжать туристы свыше 3 часов перелета», — сказал Дандыбаев.
Также прорабатываются вопросы логистики совместно с акиматом Алматы, сообщил он.
«У нас, чтобы добраться до Акбулака, Лесной сказки, возникает вопрос с транспортом. Если раньше (транспортные перевозки – ред.) субсидировались городом в радиусе 50 км, сейчас мы пересматриваем в рамках Алматинской агломерации транспортные подходы и развитие транспортной инфраструктуры – мы сейчас создаем новый автопарк и будем его развивать», — отметил он.
По итогам совещания участники договорились направить акимату свои предложения по дальнейшему развитию горного туризма, в том числе на территории нацпарков, а также проводить встречи на регулярной основе.