Как рассказал генпрокурор Берик Асылов, в самый пик беспорядков почти весь личный состав департаментов КНБ Алматы, Алматинской и Кызылординской областей покинул свои здания.
По данным следствия, 5 января поступило письменное указание заместителя главы КНБ Садыкулова о готовности личного состава к оставлению здания. По указанию Масимова были оставлены здания ДКНБ Алматы и Кызылординской области. Также по команде руководства были оставлены здания департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей.
«Скажу прямо, эти руководители проявили слабость. Это отчасти деморализовало личный состав. В результате не приняты своевременные меры по пресечению беспорядков. В конечном итоге Алматы и Талдыкорган на 2 суток полностью оказались во власти вооруженных бандитов. В их руки попал целый арсенал – почти 3 тысячи единиц автоматов, пистолетов, снайперские винтовки и десятки тысяч боеприпасов. То есть по вине этих руководителей самое опасное нарезное оружие оказалось у погромщиков», — отметил Берик Асылов.
До настоящего времени не известно местонахождение почти 2 тысяч единиц оружия. По данным фактам превышения власти спецпрокурорами следствие завершено.
«Уголовные дела в отношении экс-руководителей 3 региональных департаментов КНБ, департамента полиции Алматинской области и других лиц направлены в суды. Сейчас идут судебные разбирательства. Степень их виновности и меру наказания определит суд», — сообщил генпрокурор.
В отношении экс-начальника ДП Жамбылской области уголовное преследование прекращено за смертью лица (застрелился).
«Теперь мы можем утверждать, что в условиях управляемого хаоса операция по смещению высшего руководства страны была тщательно спланирована. По сути была попытка госпереворота», — отметил генпрокурор.
По его словам, уголовное дело в отношении экс-руководителей КНБ расследовалось под грифом «совершенно секретно». Оно сейчас на рассмотрении в суде.
Экс-председатель КНБ Масимов и его бывший заместитель Садыкулов преданы суду:
— за госизмену;
— действия, направленные на насильственный захват власти;
— и превышение должностных полномочий.
Экс-заместитель Ергожин обвиняется в совершении:
— действий, направленных на насильственный захват власти;
— и превышении должностных полномочий.
Еще одному бывшему заместителю Осипову, а также другим руководителям подразделений КНБ вменяется превышение полномочий. Кроме того, в военном суде продолжаются слушания по делу экс-министра обороны Бектанова.
Следствие считает, что в период ЧП он отдал явно незаконные приказы и оставил без защиты военных стратегические объекты, сказал генпрокурор. Бывшим Министром обороны не приняты меры по наведению конституционного порядка в стране. Участники беспорядков, особенно в Алматы, имели огромный численный перевес. От рук преступников погибли люди, разграблены и сожжены города. Поэтому Бектанов обвиняется в превышении власти, совершенном в боевой обстановке (ст.451 ч.3 УК).
(смотреть с 8-й минуты)