Они связаны с административными барьерами и коррупционными схемами при подаче вагонов, отсутствием должной цифровизации, прямым контактом железнодорожников с предпринимателями, предоставлением заявок в бумажной форме.
Выявленные коррупционные риски подтверждаются и уголовной статистикой, сообщили в Антикоре.
Так, за последние 5 лет зарегистрировано 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его подведомственных организаций. По ним осуждено 52 человека. Большинство преступлений в этой сфере приходится на факты взяточничества (70%) и хищения (13%).
В основном преступления связаны с получением незаконных вознаграждений при подписании актов выполненных работ, приемом на работу и переводами по службе, а также ускоренной и беспрепятственной подачей вагонов и тепловозов для перевозки грузов.
В своем выступлении первый заместитель председателя Агентства Дмитрий Малахов отметил, что согласно проведенному анализу, в отдельных подразделениях КТЖ созданы коррупционные схемы по манипуляции с вагонами. Из-за искусственных барьеров и непрозрачной процедуры их распределения бизнесмены вынуждены неформально решать свои вопросы за деньги.
«На деле получается так – кто дает взятку, тот и своевременно отправляет свой груз. Все эти проблемы подтверждаются не только доводами предпринимателей, но и конкретными материалами уголовных дел. Буквально недавно осуждены руководители подразделения КТЖ по Костанайской области, которые организовали преступную схему по подаче вагонов за незаконные вознаграждения», – подчеркнул Малахов.
Так, по уголовному делу в отношении экс-главы костанайского филиала «Казтеміртранс» Усабекова обнаружено, что непрозрачные процессы позволили ему самовольно решать вопрос о предоставлении вагонов.
Предприниматели, которых лоббировал Усабеков в течение суток, получали свои вагоны даже в период их дефицита, когда другим приходилось ждать своей очереди неделями. Усабеков за совершенные преступления приговорен к 6-ти годам лишения свободы, а фирме-взяткодателю вынесен штраф в размере 24 млн тенге.