Мастер из Есика Курманказы Кайрулаулы Кадиров известен своими оригинальными произведениями в этнокультурном стиле. Его называют родоначальником нового жанра казахского прикладного искусства и относят к числу выдающихся современных деятелей изобразительного искусства Казахстана. Его работы есть как в частных коллекциях Казахстана, так и за рубежом. Работы мастера представляли современное казахское искусство на выставках в Турции, ОАЭ.
Как рассказал художник корреспонденту Alataunews.kz, долгое время он просит акимат создать в Есике галерею для проведения профессиональных мероприятий, выставки работ местных мастеров.
«Одна из основных проблем для нас, художников – нам нужна современная галерея, где мы могли бы выставлять свои работы, проводить мероприятия по популяризации искусства. Город Есик достаточно большой город, и такая выставочная площадка была бы интересна как для жителей, так и для туристов. Мы давно обращаемся с этой просьбой к властям, но пока никакого результата нет. Поэтому мастера вынуждены выставлять свои работы на улицах, в разных неприспособленных помещениях, не соблюдая условий хранения этих произведений», — сказал Курманказы Кайрулаулы.
Недавно мастер принял участие в выставке продукции Енбекшиказахского района, организованной специально к визиту акима Алматинской области Марата Султангазиева. Есикский мастер обратил внимание областного акима на необходимость поддержки и реализации историко-культурных проектов в регионе, местных ремесленников и мастеров. Глава региона дал ряд распоряжений своим подчиненным.
Как пояснил художник, каждое его произведение несет определенный философский смысл, и каждая из множества деталей является неким зашифрованным кодом многотысячелетней истории номадов.
«Эти работы, как память о нашей национальной культуре. Через творческие образы я стараюсь доступно передать знания современному поколению. Иногда ко мне приезжают ценители искусства, фотографы из других стран, снимают несколько дней мои работы, делают профессиональные фото. Они рассматривают эти работы как иллюстрацию культуры кочевников Великой степи, национального колорита, возможность передать информацию об истории, преданиях, народной мудрости», — поделился художник.
К примеру, работа «Құда мың жылдық» («Сват на тысячу лет») изображает жанбас – бедренную берцовую кость скота, которую принято подносить при застольях почетному гостю.
«Эта работа олицетворяет такие черты национального характера казахов, как гостеприимство, значимость дружбы и уважения между сватами. Один заказчик, к примеру, решил подарить эти статуэтки всем сватам, в знак своего уважения и стремления иметь дружественные отношения на долгие годы», — рассказал скульптор.
Сейчас реализовывать изделия мастеру помогают его дети с помощью площадок в социальных сетях, но активно на профессиональном уровне продвижения нет. Все время у Курманказы Кайрулаулы уходит на творчество. Стоимость изделий зависит от исходного материала. Наиболее дорогие – из бронзы. Их цена начинается от 3 млн тенге и выше.
Есть и доступные изделия из различных природных материалов — кожи, дерева, кости. К работе автор подходит креативно, используя различные техники – живопись, графику, чеканку, резьбу.
Курманказы Кайрулович Кадиров родился в 1959 году на станции Новоказалинск Кызылординской области. Живописец, скульптор, этно-дизайнер. В 1981 году учился в классе академической графики Санкт-Петербургского института живописи и архитектуры имени И.Е. Репина. В 1983-85 годах учился в училище имени В.А.Серова по классу живописи. В 1989 году окончил отделение архитектурного искусства Школы архитектуры и градостроительства в Ленинграде. В 2004 году с отличием закончил факультет академической графики и изобразительного искусства Казахского национального университета имени Абая. Удостоен высокой правительственной награды – ордена «Құрмет».