«Целями проекта Конституционного закона являются реализация внесенных изменений в Конституцию РК в части преобразования Конституционного Совета в Конституционный Суд, усиление правозащитных институтов государства, обеспечение строгого соблюдения положений Основного закона и расширение доступа граждан к конституционному контролю», — сказала Алма Муканова в мажилисе.
Она отметила, что Конституционный суд не будет относиться к судебной ветви власти, поскольку данный вопрос уже разрешен в Конституции. «Конституционный суд будет являться органом, обеспечивающим верховенство Конституции на всей территории нашей страны. А судьи Конституционного суда будут являться лицами, занимающими ответственную государственную должность, статус которых определяется Конституцией», — сказала Муканова.
Законопроектом регламентируется порядок назначения судей Конституционного суда и прекращения их полномочий, закрепляются их независимость и неприкосновенность, вопросы материального и социального обеспечения.
«В частности, предлагается ввести институт отставки судей Конституционного суда по аналогии с Конституционным законом о судебной системе. Далее раскрываются вопросы организации деятельности Конституционного суда, включающие в себя порядок финансирования Конституционного суда, статус его аппарата и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности данного органа», — сказала Алма Муканова.
Вместе с тем, к компетенции Конституционного суда отнесено рассмотрение вопросов правильности проведения выборов, рассмотрение принятых Парламентом законов и международных договоров на их соответствие Конституции РК, а также дача официального толкования норм Конституции, пояснила спикер.
То есть, все действующие функций Конституционного совета переданы Конституционному суду.
Самое важное новшество в том, что Конституционный суд по обращениям граждан будет рассматривать на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы.
Также право обращения в Конституционный суд получат Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.
Она сообщила, что планируется установить ряд критериев допустимости обращений граждан в суд.
«Так, предлагается установить, что обращение гражданина допустимо, если оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием лица, и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу», — отметила вице-министр.
При этом Конституционный суд вправе принять обращение гражданина к своему производству без апелляционного обжалования судебного акта, если официальное разъяснение оспариваемого нормативного правового акта, данное в нормативных постановлениях Верховного Суда, свидетельствует о том, что иное применение нормативного правового акта не предполагается, и эти средства не могут предотвратить нарушение прав гражданина, сообщила она.
Кроме того, «обращение будет допустимым, если предварительное обращение лица в суд не приведет к иному применению закона, непосредственно затрагивающего права и свободы, закрепленные Конституцией, ввиду императивности соответствующих положений закона», сказала представитель Минюста.
«В целом, процедура рассмотрения обращений Конституционным судом кардинально отличается от порядка судопроизводства в общих судах», — добавила Муканова.
Порядок рассмотрения обращений Конституционным судом включает пять этапов: предварительное рассмотрение обращений Аппаратом Конституционного суда; принятие обращения к конституционному производству; подготовка материалов для рассмотрения обращения на заседании Конституционного суда; проведение заседания по рассмотрению обращения; принятие окончательного решения.